Европейское образование требует демократизации

Исследования последних лет в сфере образования показывают, что европейские школы отстают от своих американских аналогов. Школы Франции и Германии, которые занимали лидирующие позиции  до недавних пор, стали уступать США,  а также Японии, Китаю, Индии.

Среднее образование в США отличается, по мнению специалистов, своей демократичностью и гибкостью в отношении дальнейшего выбора школьных предметов для углубленного изучения. Как известно, дети в Штатах обучаются до 18 лет, этот период разбит на несколько этапов. На первом этапе их ждет начальная школа, где занятия проходят в развлекательно-проектной форме, в ходе которой детям прививают элементарные знания по общеобразовательным предметам. В средней школе по каждому предмету появляется отдельный преподаватель, также есть небольшая свобода в наборе предметов учебного плана. Подростку в высшей школе дано право выбора не только желаемых предметов и направления, но и глубину их изучения. То есть, там нет классически сформированных классов в нашем понимании – с неизменным количественным и качественным составом, ученик свободно передвигается по аудиториям в соответствии со своим расписанием занятий и только частично зависит от государственных нормативов в этой сфере.

В итоге, ребенок выбирает свой дальнейший профиль, продолжая получать среднее образование. В Канаде система образования подобна той, что и в Штатах, но с примесью европейских традиций. Возможно поэтому и ряду других причин – благоприятное отношение к эмигрантам, мягкий климат, экономическая развитость, невысокая стоимость обучения, обосновывается высокая доля желающих получить не только среднее, но и высшее образование. В Германии, как образец системы образования Европы, отмечается меньшая демократичность. Отсутствие гибкости также отмечено на втором этапе образовательного процесса в ходе распределения детей по трем типам заведений: основная школа, после которой можно поступить в немецкие аналоги профессиональных училищ; реальная школа – окончив ее с высоким баллом есть вероятность поступления в университет; гимназия – подготовка ребенка проходит в течении 8-9 лет,  в последний год выпускник считается абитуриентом.

Аналитики критично относятся к подобной концепции отбора, считая ее неприемлемой в столь раннем возрасте. Также одной из причин снижения уровня развития социального института  – малая доля вливания денежных средств со стороны государства.